12.04.2018 года Росстандартом даны разъяснения о применении ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».  В соответствии с пунктом 28 статьи 9 Федерального закона от 29 июня 2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, официальные разъяснения по порядку применения документов национальной системы стандартизации предоставляет только Росстандарт.Полный текст документа
Приказ МЧС РФ77от27.02.2018  Опубликован Приказ МЧС России от 27.02.2018 № 77 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Зарегистрирован 27.03.2018 № 50526)Ознакомиться с текстом приказа
Понедельник, 19 Март 2018 16:05

О применении норм пожарной безопасности

Автор
      В данной статье рассмотрим вопрос о действии во времени нормативных документов по пожарной безопасности. Начнем с того, что требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. По общему правилу закон обратной силы не имеет. Это один из основных принципов Российского законодательства в целом.   Эта норма закреплена в статье 54 Конституции РФ:

          "Статья 54
  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»,
      а также в статье 4 Гражданского кодекса РФ:

      «Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
  1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

    Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
  2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.».
      То, что закреплено в части 4 статьи 4 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ является своеобразной формулировкой положений статьи 54 Конституции РФ применительно к конкретному закону. И абсолютно им не противоречит. И не вносит никаких новых нюансов и смысловых оттенков, которые некоторые пытаются увидеть. Данный принцип соблюдался всегда.

          Противопожарное нормирование в СССР выглядит следующим образом:

Временные правила и нормы промышленного строительства 1929 г. ;

Единые нормы строительного проектирования 1930 г.ознакомиться с текстом;

ГОСТ 90015-39 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий» ознакомиться с текстом;

НСП 102-51 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» ;

Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» ознакомиться с текстом;

СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования» ознакомиться с текстом;

СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» ознакомиться с текстом;

СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» ознакомиться с текстом;

СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»ознакомиться с текстом;

          Каждый нормативный документ начинал действие с конкретной даты и распространялся только на объекты, проектирование которых начато после вступления его в силу. Область его применения прямо указана в соответствующем разделе нормативного документа.

          Чтобы не быть голословным, давайте проверим:

         Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»:

«1. Настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство вновь возводимых или реконструируемых промышленных предприятий и населенных мест, отдельных зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения, жилых и общественных зданий.»;

           
СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»:


«1.1. Настоящая глава содержит основные противопожарные требования, которые являются общими и распространяются напроектирование вновь возводимых или реконструируемых зданий и сооружений.»;

            СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящая глава устанавливает основные противопожарные нормы и требования, которые являются общими и распространяются на проектирование вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.»;

         
СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения.»;

        СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»:

«Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов зданий и сооружений».

          С 1 января 1998 года СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» вступил в силу и будто бы внес некоторый парадокс в эту стройную систему, распространив свое действие на эксплуатируемые объекты:

«1.1 Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.».

          Сама формулировка п. 1.1 СНиП 21-01-97 связана не с тем, что по замыслу разработчиков на стадии эксплуатации зданий необходимо применять все требования СНиПа. А с тем, что он содержит отдельные требования, которые должны применяться на стадии эксплуатации. Правила применения СНиП 21-01-97 были установлены СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», в т.ч. пунктом 8.5. И хотя в настоящее время СНиП 10-01-94 отменен, при определении правил применения СНиП 21-01-97 правомочно руководствоваться именно п. 8.5 СНиП 10-01-94:

«8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.»

          Таким образом, изначально, при введении в действие СНиП 21-01-97*, распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Подобная позиция сформулирована в письме Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 28.12.2015 №43-6281-19, а также в письме директора департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России от 27.07.2015 №19-2-11-3075.

      Вступившие в силу с 01.07.2015 изменения, внесенные Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, в ст. 15 Федерального закона от 26.12.2006 № 294-ФЗ, устанавливают наличие двух обязательных условий неприменения ранее принятых нормативных правовых актов:
  1. Это нормативные правовые акты СССР и РСФСР;
  2. Указанные нормативные правовые акты не соответствуют законодательству Российской Федерации.
          Однако, СНиП 21-01-97, как и иные строительные нормы и правила, принятые исполнительными органами власти СССР не относятся к нормативным правовым актам и не может содержать обязательных для исполнения правовых норм, тем более он не может противоречить Конституции РФ, а являются нормативными документами, содержащие требования технического характера.

          В описательной части решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 по делу №АКПИ 13-622 говорится о том, что СНиП 21-01-97 нс теряя своего технического характера, приобрел качественные признаки нормативного правового акта, предусмотренного ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент). Таким образом, упомянутый СНиП содержит технико-юридические нормы, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и применяется в нормативном единстве с Техническим регламентом согласно положения ч. 4 ст. 4 Технического регламента.

          Таким образом, оценку соответствия требованиям пожарной безопасности ранее построенных зданий и сооружений необходимо осуществлять путем сравнения фактических параметров объекта с проектной документацией, с учетом требований ч. 4 ст. 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Понедельник, 05 Март 2018 18:02

Новые СП вступают в силу

СП 309.1325800.2017 "Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования" - вступил в силу с 28.02.2018 ; 
СП 303.1325800.2017 "Здания одноэтажные промышленных предприятий. Правила эксплуатации" - вступил в силу c 01.03.2018;
СП 307.1325800.2017 "Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Правила эксплуатации" - вступил в силу c 01.03.2018; 
СП 306.1325800.2017 "Многофункциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации" вступает в силу c 19.03.2018.
 
Приказ МЧС РФ № 478 от 30.10.2017





С 1 марта текущего года вступает в силу Приказ МЧС России от 30 октября 2017 года N 478 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"
Оборудование, входящее в данный перечень, является обязательным лицензионным требованием при лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями. Полный текст документа

Развитие негосударственного пожарного контроля, как одного из направлений, составляющих негосударственную систему обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), является одной из основных задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 01 января 2018 года «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».

Поэтому уже сейчас негосударственная система обеспечения пожарной безопасности начала защищать собственников объектов или лиц, управляющих на законном основании объектом защиты, от нечетких требований надзорных органов. На сегодняшний день для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник не обязан иметь поверенные средства измерений, испытательное оборудование, аттестованных специалистов, он может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ, не надо аттестовывать персонал, закупать оборудование, поверять средства измерений. Экспертная организация не только организует проверку работоспособности систем и элементов противопожарной защиты на высоком профессиональном уровне, но и может разговаривать с представителями надзорных органов на одном языке, отстаивая интересы бизнеса.

В целях популяризации предпринимательской деятельности, а также проведения разъяснительной и профилактической работы среди граждан и руководителей организаций, НСОПБ начинает публиковать серию роликов по негосударственной системе обеспечения пожарной безопасности. Источник

Похожее видео

Типовой форме экспертного заключения - быть или не быть?

Управление технического регулирования, стандартизации и метрологии НСОПБ информирует, что 1 января 2018 г. Президентом Российской Федерации принят Указ Российской Федерации № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года». Данным Указом установлено, что одной из основных задач государственной политики в области пожарной безопасности является развитие системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. 

В целях развития Негосударственной системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе негосударственного контроля, разрабатываются национальные стандарты Российской Федерации. 

В связи с этим предлагаем заинтересованным лицам ознакомиться с проектом национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Производственные услуги. Типовая форма экспертного заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности», который определяет форму экспертного заключения, используемого в рамках Негосударственной системы обеспечения пожарной безопасности. 

Замечания и предложения по данному проекту возможно направлять до 26.02.2018 г. в адрес секретариата Технического комитета по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги» по эл. адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

http://www.nsopb.ru/events/1940

В рамках реализации пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, принят национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" (далее – Национальный стандарт). Скачать текст

Яндекс.Метрика